Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
 -
ФГУ "Калмкаспвод"
официальный сайт

Образование

В конце 40-х – начале 50-х годов прошлого столетия, республики Калмыкии как таковой не было: калмыки находились в сибирской ссылке, а калмыцкие степи, будучи безлюдной периферией Астраханской, Сталинградской, Ростовской областей и Ставропольского края, так и были прописаны «зоной экстенсивного животноводства». Позиционирование Калмыкии как мясного двора России – это уже удел, но все же не предел.

За постсибирский период калмыки стали одним из самых образованных народов России в пересчете на душу населения. Степному народу присущи: тяга к знаниям, кочевая мобильность, восточная терпимость, буддийская созерцательность. Хорошее знание русского и других языков, а также повсеместное преподавание в школах шахмат, лидерство в развитии самого интеллектуального вида спорта, позволяют говорить о возможности нового позиционирования Калмыкии в российском и международном общественном мнении.

«Новое позиционирование Калмыкии – это центр передовых технологий развития креативности, творческого отношения к жизни и имеющимся проблемам, это один из первых регионов в России, планомерно развивающих креативную экономику и общество знания».

В современном мире выигрывают те, кто, по мнению экспертов Римского клуба, будет обладать преимуществом в развитии ведущих технологий[3]:

1. электронных технологиях;

2. био- и нанотехнологиях;

3. образовательных (когнитивных) и социотехнологиях.

Если первые две позиции весьма затратные: требуют как огромных финансовых ресурсов, так и соответствующего человеческого капитала. (Сделать суперкомпьютер и создать нанороботов по силам только развитым странам и мировым корпорациям). Третья же позиция – образовательные и другие социотехнологии – не требуют больших материальных затрат. Нужны только творческие люди, обладающие соответствующими креативными технологиями и соответствующая организационная работа по созданию социальных институтов новой креативной экономики и общества знания.

Калмыкия может стать форпостом по продвижению этого модернизационного процесса. Для этого есть соответствующие предпосылки.

Во-первых, есть система.

– в республике успешно функционирует одна из лучших в России систем образования;

– активно развивается флагман калмыцкого образования – Калмыцкий государственный университет;

– сохранена и действует с советских времен система культурного обслуживания населения с широко разветвленной сетью клубов, библиотек, театров, оркестров, ансамблей как профессионального, так и самодеятельного уровней;

– активно развивается научная деятельность по самым разным направлениям – от сельского хозяйства до теоретической физики. Имеется авторская, поистине креативная технология XXI века, технология УДЕ (укрупнения дидактических единиц) академика П.М. Эрдниева, позволяющая в 2–3 раза сократить процесс изучения любого школьного и институтского предметов;

– вот уже 15 лет успешно развивается и дает свои плоды (юные гроссмейстеры С. Сюгиров, Б. Кованова) система преподавания шахмат во всех школах Калмыкии, что само по себе закладывает семена креативности в калмыцких детях.

Во-вторых, есть традиция.

В последние годы в республике восстанавливаются буддийские храмы, возвращается некогда утерянная традиция буддийского психофизического развития. Не далек тот день, когда будут открыты буддийские школы и институты, в которых будут изучать глубины человеческого сознания. Общеизвестно, что буддийское учение обладает двух с половиной тысячелетней традицией изучения психологии человека, тогда как на Западе – это всего лишь полтора столетия. Во многом именно буддийская методология развития осознанности и креативности лежит в основе большинства новейших разработок креативных и других психосоциотехнологий.

В-третьих, есть творческие люди, или креативный класс.

Активно развивающееся сотрудничество наших творческих, научных, духовно-просветительских организаций с соответствующими организациями из-за рубежа, наших столиц и других регионов России показывают, что в республике есть огромный творческий потенциал. Прошедшие юбилейные мероприятия показали, что в республике есть очень мощная сила – сила творческих людей, или же по-новому креативный класс.

В нашей республике это достаточно массовый класс – 15–20% от всего работоспособного населения. Его представители – это люди энергичные, самоотверженные, способные создавать локальные «очаги развития». И именно представители этого класса контролируют человеческий капитал, который в нынешнюю эпоху становится основой развития и благосостояния любого общества.

Как пишет в своей статье «Заря диктатуры креативного класса» один из идеологов нового класса, известный ученый Олег Бахтияров: «Творчество из естественного ресурса превращается в целенаправленно культивируемый ресурс. Это, конечно, влечет за собой серьезные технологические, социокультурные и политические изменения.

В мире, зарождение которого происходит на наших глазах, – назовем его креативным миром, – создание нового (новых знаний, новых смыслов, новых технологий) становится ведущим процессом и начальным звеном экономики и политики».

Образование в республике Калмыкия осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, Степным Уложением (Конституцией) Республики Калмыкия, законом республики Калмыкия «Об образовании» (далее – Закон), другими законами Республики Калмыкия, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Калмыкия в сфере образования.

Так ст. 1 Закона гласит, что сфера образования является приоритетной в деятельности органов государственной власти Республики Калмыкия. Приоритетность гарантируется ежегодным выделением финансовых средств на нужды образования из республиканского бюджета в размере, достаточном для обеспечения гарантий прав граждан на получение образования в соответствии с компетенцией Республики Калмыкия, а также защищенностью соответствующих расходных статей республиканского бюджета, обеспечением необходимых мер по социальной поддержке работников образовательных учреждений, обучающихся и воспитанников.

Основной целью государственной политики Калмыкии в сфере образования является обеспечение реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, начального профессионального образования в государственных образовательных учреждениях Республики Калмыкия и муниципальных образовательных учреждениях, а также на конкурсной основе бесплатного среднего и высшего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Согласно положениям ст. 8 Закона к полномочиям, переданным Российской Федерацией органам исполнительной власти Республики Калмыкия, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» относятся следующие полномочия:

– осуществление контроля качества образования;

– лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений, расположенных на территории Республики Калмыкия;

– надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования расположенными на территории Республики Калмыкия образовательными учреждениями, а также органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования;

– принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования.

Согласно ст. 14 Закона РК «Об образовании» финансирование государственных образовательных учреждений Республики Калмыкия и муниципальных образовательных учреждений осуществляемся на основе федеральных и республиканских нормативов финансирования общеобразовательных учреждений. Указанные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе. Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти Республики Калмыкия и органами, осуществляющими управление в сфере образования, образовательных учреждений норматив финансирования должен учитывать затраты на функционирование школ, не зависящие от количества обучающихся. Перечень малокомплектных сельских школ для расчета субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ утверждается на учебный год по результатам комплектования на 1 сентября текущего года законом о республиканском бюджете. Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из республиканского бюджета на финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования).

На сегодняшний день система образования составляет значительную часть социальной инфраструктуры республики. В различных учреждениях образования трудится более 8% трудоспособного населения. Непосредственно педагогическим трудом занято около 10 тысяч человек.

При этом доля педагогов, имеющих высшее образование, возрастает при переходе от дошкольных образовательных учреждений к учреждениям профессионального образования; около 90% педагогов имеют квалификационные категории. Безусловно, большинство педагогов – это преданные своей профессии люди. Беспристрастная статистика свидетельствует, что процент выбытия учителей в Калмыкии составляет 7,5%, что более чем в 2 раза меньше среднероссийского показателя. На сегодня укомплектованность штатов дошкольных учреждений и школ превышает 99%, но, тем не менее, в дефиците учителя английского языка, истории, математики, физики. Одним из решений проблемы должно стать привлечение в образование молодых педагогов. И на сегодняшний день ситуация в сравнении с прошлыми годами значительно изменилась. Доля молодых педагогических работников со стажем работы пять и менее лет в учреждениях общего образования Калмыкии составляет 18,3%.

Сеть дошкольных образовательных учреждений республики развита недостаточно, охват дошкольным воспитанием составляет 49,8 процента от общего количества детей соответствующего возраста. Мониторинг состояния потребности населения в дошкольных образовательных учреждениях свидетельствует о росте очередности по устройству детей в детский сад. Так, по республике по данным на 1 сентября текущего года, в очереди состоят 6177 детей, из них 4534 ребенка – в Элисте.

За последние годы республиканским и местными бюджетами средства на строительство новых детских садов, а также на мероприятия по возврату зданий детских садов и использования по их прямому назначению, не предусматривались.

Анализ реализации основных направлений приоритетного национального проекта «Образование» в Республике Калмыкия

Система образования Республики Калмыкия является частью системы образования Российской Федерации. Поэтому в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в Республике Калмыкия приняты меры по реализации приоритетного национального проекта «Образование», и определены основные его направления:

– «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования»;

– «Внедрение современных образовательных технологий»;

– «Повышение уровня воспитательной работы в школах»;

– «Сельский школьный автобус».

30 декабря 2005 года был утвержден республиканский совет по реализации проекта «Образование», создана рабочая группа, разработан План мероприятий на 2006–2010 годы (одобрен Правительством Республики Калмыкия), сетевой график по реализации в республике приоритетного национального проекта.

Цели и задачи проекта:

– системные и необратимые позитивные изменения в отрасли;

- повышение качества, доступности, оптимизации содержания образования и управления отраслью;

- повышение статуса и оплаты труда педагогов;

- вывод российского образования в лидеры на международном образовательном пространстве.

Реализация приоритетного национального проекта «Образование» осуществляется на таких принципах, как:

* Масштабность;

* Адресность и избирательность;

* Инновационность;

* Конкурсный механизм реализации;

* Разделение ответственности;

* Инициативность;

* Открытость и прозрачность.

В Республике Калмыкия сложилась система определения лучших учителей через профессиональные конкурсы, конкурсы методических разработок, авторских программ.

Ежегодно финалисты (14 человек) республиканского конкурса «Учитель года» Главой республики поощряются поездкой за границу (Италию). Это, безусловно, стимулирует остальных педагогов республики на достижение максимальной результативности и эффективности в работе.

Проведение конкурса на федеральном уровне регулирует Указ Президента РФ от 06.04.2006 г. №324 «О денежном поощрении учителей».

Критерием определения квоты представительства учителей для регионов является численность учащихся. Существующий норматив: от 1065 сельских учащихся и от 2130 учащихся городских школ может быть представлено по 1 учителю, что позволяет вывести такую цифру – 34 учителя республики могут претендовать на получение премии.

В соответствии с Указом Президента РФ от 06.04.2006 г. №325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодёжи» ежегодно с 2006 г. присуждаются премии наиболее талантливым представителям молодёжи в возрасте от 14 до 25 лет включительно. В республике были учреждены премии 2-х степеней: в размере 60 тыс. рублей – 1250 премий – победителям и призёрам международных олимпиад и иных мероприятий, проводимых на конкурсной основе, а также победителям всероссийских олимпиад и иных конкурсных мероприятий; и в размере 30 тыс. руб. – 4100 премий – призёрам всероссийских олимпиад и иных конкурсных мероприятий, а также победителям региональных и межрегиональных олимпиад и иных конкурсных мероприятий.

В Республике Калмыкия получили премии государственной поддержки инновационных образовательных учреждений 33 образовательных учреждения.

Экспертизу материалов учреждений проводили экспертные группы, сформированные общественными институтами. Общественные организации, которые представили кандидатуры экспертов, были определены республиканским Советом по реализации приоритетного национального проекта «Образование». В их число вошли: Союз женщин Калмыкии, Республиканский комитет профсоюза работников образования и науки РК, Совет ветеранов войны и труда РК.

В рамках реализации данного направления проекта между республикой и Федеральным агентством по образованию подписано соглашение №СОГ-11/03 от 13.04.2006 г. «О предоставлении бюджету Республики Калмыкия субсидий на внедрение инновационных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях субъекта Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях».

Полученные средства в размере 1 млн. рублей были направлены школами на реализацию мероприятий, предусмотренных программой развития общеобразовательного учреждения, а также на:

• переподготовку педагогов;

• привлечение преподавателей и консультантов;

• обновление материально-технической базы и учебно-лабораторного оборудования, в том числе закупку программного обеспечения;

• проведение ремонтных работ;

• разработку учебно-методических материалов.

Направление «Повышение уровня воспитательной работы в школах» в соответствии с постановлениями Правительства РФ №№850 и 854 от 30.12.2005 г. предполагает осуществление доплаты за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных учреждений в размере 1 тыс. руб. в месяц из расчета на полнокомплектный класс; доплату за классное руководство работникам в государственных муниципальных общеобразовательных учреждениях предлагается производить в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами субъектов РФ, в пределах субсидий из федерального бюджета, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год.

Доплата за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных учреждений производится в размере 1 тыс. руб. в месяц из расчета на полнокомплектный класс – 25 учащихся в городе, 14 – в сельской школе. В случае меньшей наполняемости размер доплаты завит от численности учащихся. Порядок произведения и размер доплат на территории республики регулируется постановлением Правительства РК от 30.01.2006 г. №28.

В республике 2657 классных руководителей. На сегодняшний день выплаты дополнительного вознаграждения за классное руководство производятся ежемесячно с 2007 года без задержек.

Направление «Сельский школьный автобус» предполагает выделение из федерального бюджета субсидий регионам на приобретение 1600 школьных автобусов на условиях паритетного финансирования. Всего в 2006 году из федерального бюджета было выделено на эти цели 1 млрд. рублей. В бюджете Республики Калмыкия – 10 млн. рублей.

Для реализации федерального проекта «Апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» прошли обучение 15 тьюторов-преподавателей. Их усилиями оперативно было подготовлено 222 учителя. В Республике Калмыкия в эксперимент по внедрению курса «Основы религиозных культур и светской этики» включены: 14 муниципальных образований, 174 общеобразовательных учреждения, 222 учителя начальных классов, 2922 ученика начальных классов.

За период с 2005 по 2010 год на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и оптимизацию объектов образования из консолидированного республиканского бюджета было выделено более 500 млн. рублей.

Предметом особого внимания являются выплаты за стаж работы в дошкольных образовательных учреждениях, оплата коммунальных льгот и повышающего коэффициента к окладу в 25% для сельских специалистов, выплаты на книгоиздательскую продукцию, доплаты за классное руководство, за ученую степень и ученое звание. Ожидается, что введение отраслевой системы оплаты труда позволит руководителям образовательных учреждений поддержать активных, творческих, работающих по-новому профессионалов, демонстрирующих высокие результаты педагогического труда. Для этого министерством подготовлен ряд необходимых документов. Введение нормативно-подушевой системы оплаты труда в Калмыкии планируется на 2011 год.

В республиканской системе образования функционирует более 50 муниципальных, республиканских, федеральных экспериментальных площадок.

На базе Центра дистанционного образования РИПКРО ИКТ-компетенциями овладели многие учителя республики. Различным уровнем освоения информационных технологий охвачено более 3000 педагогических работников и персонала образовательных учреждений.

В последние годы осуществляется обучение информационным технологиям целых школьных команд по заявкам руководителей образовательных учреждений. Обучение проходит на специально созданных тьюторских площадках. Среди них: средняя школа №17 г. Элисты, Троицкая гимназия им Б.Б. Городовикова, Элистинский педагогический колледж. Это позволило сформировать у педагогов новые профессиональные умения работы с информацией, её переработкой и осмыслением. Министерство РК ставит своей задачей обеспечение каждой школы республики интерактивными досками, современными мультимедийными средствами обучения. Активно будут внедряться новые Интернет-технологии, проведение Интернет-конференций, онлайн-педсоветов. Важнейшей задачей на перспективу является внедрение дистанционного образования, дистанционного повышения квалификации, дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями.

Отрадно отметить, что средний балл выпускников школ Калмыкии по 9 из 11 сдаваемых в 2010 году предметам выше по сравнению с результатами в Российской Федерации. Доля выпускников, успешно сдавших ЕГЭ, составила более 98%. В этом году 39 человек получили по результатам ЕГЭ 100 баллов.

По мнению Министра образования, культуры и науки Республики Калмыкия Салаева Бадмы Катиновича, «школа должна превратиться в социальный институт, воспроизводящий успешных, конкурентоспособных людей XXI века. На это нацелена деятельность министерства образования, культуры и науки по развитию олимпиадного и конкурсного движения, научно-исследовательских сообществ учащихся, их участие в социальных проектах, экологических грантах».


Дата изменения: 11.12.2014 13:26